В наследство от британцев индусам досталось левостороннее движение. Порядок и правила движения индусу не переняли. Конечно, они есть, но формально. Ездят в Индии кому как приспичит – не взирая на разметку, двойные сплошные, а иногда и направления общего движения.
1. В Индии распространены моторикши (иначе тук-туки). В первую очередь это такси. Но тук-тук также используют и в личных целях.
2.
3. Грузопассажирская версия тук-тука.
4. В тук-тук может набиться неограниченное количество людей. Да, они резиновые.
5. Стоит такой агрегат (если я правильно понял рекламный щит), в переводе на рубли, всего 12500. Я бы прикупил и рассекал на нем летом.
6. В Дели такси также работают местные Хиндустан Амбассадоры. Автомобили, по сути, не меняющиеся уже дет 40-50. Что-то вроде нашего вечного УАЗика: обновляется чуть-чуть, но чуть остается прежней. Еще на Амбассадорах рассекают чиновники средней руки.
Обратите внимание на разделитель между встречными направлениями. В столице разделительный бордюр или клумба есть почти на всех широких дорогах. При нем никаких выездов на встречку и быть не может!
В других городах нейтральная полоса уже редкость.
7. Основной вид транспорта – это мотоциклы, мопеды, мотороллеры, а также старые велосипеды. Их много, ездят они как хотят, часто занимая и левый ряд и просто полосу на трассе. Едет велосипедист посередине узкого шоссе, а его обгоняет автобус по встречке – типичная картина.
8.
9. Втроем на мотоцикле – для Индии это нормально.
10.
11. Автомобильные номера. DL – видимо, Дели.
12. Основной парк авто – это японские и корейские машины не первой свежести: Хонды, Субару, Хэндай, Тойоты и т.п. Также достаточно много китайских машин неизвестных мне марок. Ну и местные марки: Tata, Hindustan, Mahindra, Maruti – принадлежащая японскому Suzuki. Европейских машин мало. Дорогих авто (БМВ, Мерседес, Лексус и т.п. тоже очень мало). Ездить на хорошем авто по Индии просто страшно. Вероятность того, что тебя стукнут очень высока. Индусы не парятся и на царапины и мелкие вмятины(!) даже внимания не обращают. Это норма.
13. Один раз я видел даже Ягуар. Марка, кстати, сейчас принадлежит индусам.
14. Для грузовиков – ограничение 40 км./ч по городу, для легковых 50 км./ч. Да больше чаще всего и не получится. Мотоциклы, тракторы, грузовики, велосипеды не дадут разогнаться.
Ездят все просто безобразно. Разметка не соблюдается, если надо вывернуть из второстепенной дороги на главную, то просто поворачивают, не дожидаясь пока кто-то будет пропускать. Благо, скорость движения невысокая. Тем не менее, за все время мы не увидели ни одной аварии, хотя они, безусловно, бывают.
И, самое главное, все бибикают. Минимум раз-два в минуты. Каждый! Гам стоит ужасный. Перестраиваешься – бибикни, не пропускаешь кого-то – бибкай, пошел на обгон – жми на клаксон многократно. Едешь по пустой дороге, где нет других участников движения – все равно бибикни для порядка. Это просто ужасно.
15. Светофор с секцией только для автобусов.
15а. Большинство автобусов с железными прутьями по периметру. То ли чтобы пассажиры держались, когда окна открыли. То ли чтобы из окон не выпрыгнули.
16. Водовозы.
17. С работы едут мужики.
18.
19. На верблюдах тоже ездят.
20.
21. И на лошадях.
22. И на тракторах.
23.
24.
25. Обочина и тротуар понятие относительное, перетекающее друг в друга. Тут и припаркованные мотоциклы и люди, и коровы бродят.
26. Дороги узкие. Есть, конечно, нормальные 4-ех полосные шоссе, даже с разделительным островком безопасности (трасса от Джайпура в Дели), но их, как я понял не так много. Большей частью мы ехали по дороге шириной в 1,5 российские полосы. Грузовики и автобусы расходятся друг с другом с трудом. Как сближаются — притормаживают. Ритм движение рваный: разгон, обгон трактора чуть ли не противоположной обочине, перестроение на свою полосу перед самым носом встречной легковушки. Далее утыкаемся в мопед, торможение. Снова обгон – разгон, несемся – видим приближающийся грузовик, торможение, разъезжаемся с ним бок о бок. И при этом еще неслабо трясет. Ну и всеобщее бибиканье, конечно.
По дороге в Агру, асфальт периодические заканчивался и метров 300-400 автобус изображал джип.
В каждом автобусе и грузовике есть «штурман». Обычно это паренек 15-20 лет. Он высовывается из окна, смотрит на узких улочках, не цепляет ли машина кого боком, показывает другим водилам, что грузовик поворачивает и т.п. В общем, выполняет разную вспомогательную работу, при этом за руль «штурманы» не садятся.
27. Грузовики в Индии стары, прекрасны, но однообразны. Все модели местного производителя Tata. Других я не видел.
28. Грузовик почти как член семьи. Кормилец. Поэтому о нем заботятся и украшают. Ну и еще черные ленты от сглаза вешают.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42. В Индии немало платных дорог. Хорошее шоссе Джайпур-Дели заканчивается пунктом оплаты. На подъезде к нему я насчитал 20 полос! Возможно, их даже было больше. И все равно скопилась пробка.