Александр Ситников

Рынок заказной разработки продолжает падать

На vc.ru вновь обсуждают рынок веб-разработки. Высказываются представители студий: «Люди всё ещё тратят миллионы рублей на интернет-проекты, сайты и магазины». Представители студий – оптимисты. Они верят в то, что люди продолжают массово тратить миллионы. Я тоже так думал 2 года назад, когда работал в веб-студии. Но потом количество заказов уменьшилось, и я поменял свое мнение.


Рынок заказной веб-разработки просел и сильно. Конструкторы откусили значительную долю рынка. Причем качество сайтов и возможности, в том числе и по интеграции со сторонними сервисами, на конструкторе сильно выросло за последние 2 года.

 

Малому бизнесу нет смысла платить за индивидуальную разработку в большинстве случаев. Услуги идут на Tilda, Wix, интернет-магазины на InSales, UMI.CMS и другие платформы.
Конструкторы продолжают развиваться. И уже случилась мертвая петля, когда от идеи «сайт может сделать каждый» вновь пришли к «сайт делает специалист». Потому что функционал конструкторов такой широкий, что далекому от IT человеку сложно настроить работу сайта, проще заплатить и сэкономить время. Будет еще сложнее и дольше.

Поэтому востребована услуга сборки сайта на конструкторе. Но делает ее 1 человек, а не дизайнер-верстальщик-программист. Цена услуги ниже. Вскоре мы увидим рост предложений по сборке от агентств.
При этом для интернет-маркетологов, smm-специалистов, копирайтеров, онлайн-предпринимателей, веб-аналитиков конструктор останется инструментом для самостоятельной работы. Они разберутся и справятся. Никакой верстки и программирования – это главное.

 

Второй момент — смена внимания покупателей с сайта, как главной точки взаимодействия в интернете с бизнесом и продуктом, на соц.сети. Вконтакте, фейсбук, youtube. А еще мессенджеры, приложения, товарные агрегаторы вроде Яндекс.Маркета, Авито. Человек знакомится с продуктом и покупает его не посещая сайт. Он перестал быть главным центром притяжения.
Части бизнесу сайт перестал быть нужным. Микробизнес приспособился продавать на Авито и Вконтакте. Как кто-то остроумно подметил «Вконтакте сделал для малого бизнеса больше, чем все правительство России».
Отели, службы такси, рестораны живут за счет агрегаторов в первую очередь, социальных сетей во вторую. Сайт можно сделать, но теперь это не первоочередная задача.

 

Третий фактор, убивающий заказную веб-разработку — смена мышления у бизнеса. 8 лет назад крупные компании заказывали по новому сайту на каждый чих. Портал, корпоративный сайт, промо-сайт под каждую акцию, hr-проект и т.д. Сейчас укрупняют и работают по принципу доработки существующего проекта. Своими силами или с постоянными подрядчиками.
Не знаю точно каковы причины этому. Экономия денег или осознание, что не веб-ресурс может быть главным источником информации для клиентов. Но факт в том, что новых отдельных сайтов стали делать меньше.

На индивидуальную разработку остались сложные технологические решения. Сервисы, крупные интернет-магазины, b2b-кабинеты похожие на CRM.
И тут для агентств неприятные новости: все больше компаний создают свои отделы разработки и поддержки проектов. Глубже погружение в тему, больше контроля над процессом. Digital становится важной функцией, которую не хотят отдавать на аутсорс.

 

Но даже большой бизнес использует конструкторы. Я помогаю с seo компании, основа которой платформа b2b-закупок. Несколько лет назад они попали в список Форбс крупнейших IT-компаний России. Помимо закупок, развивают 7-8 новых направлений. Под каждое — сайт на tilda! При этом у них свой штат разработчиков. Там, где надо сделать внутренний сервис, сделали своими силами, а внешняя оболочка — все равно конструктор. Потому что быстро и дешево.
Компания не вкладывает большие ресурсы в новый проект — выстрелит, тогда может будут допиливать. В 2010г. это был бы заказ для веб-студии на 7 новых сайтов. Сейчас — нет.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.